И пока за чашкой английского чая сейчас «друзья» обсуждают новые планы, на Западной Украине растет паника: люди спешно хватают детей, вещи и массово покидают опасные территории.
О ситуации «МК» рассказал полковник в отставке, в прошлом старший преподаватель кафедры радиационной, химической и биологической защиты (РЗБЗ) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского Геннадий Берёзин.
На утро 15 мая известно, что местные власти в Хмельницком и Тернополе замалчивают то, что происходит на военных складах, которые Киев считал недосягаемыми, но до которых «дотянулись» российские высокоточные морские и авиационные ракеты. Судя по информации местных сайтов, в городах Западной Украины царит паника. Жители в соцсетях советуют друзьям и знакомым эвакуировать детей из близлежащих к местам прилета поселков.
Эксперты особо отмечают, что во время тушения складов, которые еще не все потушены, пожарные сами не приближаются к ним, а тушат дистанционно, с помощью роботов. В населенных пунктах работают дозиметрические патрули, которые делают замеры радиации не в районе расположения Хмельницкой АЭС, что было бы объяснимо, а в тех местах, куда дует ветер от горящих арсеналов.
Из ряда сообщений следует, что в самом Хмельницком фиксируется повышенный уровень гамма-излучения, который продолжает расти. Специалисты говорят: обычно от обедненного урана исходит довольно небольшая доза гамма-излучения, его серьезное повышение указывает на уничтожение очень большого количества боеприпасов с урановыми сердечниками, урановая пыль от которых поднялась в воздух.
- Обеднённый уран – от слова бедный, - объясняет эксперт Геннадий Берёзин. – Это уран-238 из которого извлекли уран-235, используемый в атомной промышленности. Его накопилось очень много, он дешевый, чтобы его не хранить и не утилизировать, - а это требует средств – по истечении срока годности, такой уран используют в противотанковых снарядах.
- На Западе утверждают, что применение снарядов с обедненным ураном безопасно. Дескать, русские выдумали эту опасность.
- Тогда после наших ударов по складам с такими боеприпасами им не о чем беспокоиться. Но они ведь понимают, что это не так.
Когда такой урановый боеприпас пробивает броню танка, он сам «срабатывается», и при этом после охлаждения образуется дисперсная пыль. Она радиоактивна. Если таким снарядом поражается один танк, то основная опасность возникает лишь для тех людей, что находятся поблизости. От единичного снаряда местность заражается локально вокруг этого поражённого танка.
Но если подорван целиком боезапас танка, то уже выбрасывается значительное количество радиоактивных веществ. Ну, а уж то, что сейчас произошло на тех складах, когда большое количество обеднённого урана попало в атмосферу, свидетельствует о серьезных проблемах.
- Как в принципе это произошло? Каков механизм возможного заражения?
- При взрыве на складе снаряды разрушились. Под воздействием высокой температуры обеднённый уран снарядов загорелся и сформировалось радиоактивное облако. При оседании его частиц сформировался след радиоактивного облака, который опасен внешним и внутренним облучением. Ветер поднимает пыль с загрязнённой местности, и обеднённый уран при дыхании попадает в организм человека, вызывая внутреннее облучение.
Судя по представленной в интернете картине этого взрыва, можно сказать, что там образовалось радиоактивное облако.
- И это уже реальная опасность для местного населения?
- Она реальна по двум причинам. Во-первых, при вдыхании радиоактивной пыли - а она оседает в основном в лёгких - происходит заражение организма, что приводит к резкому возрастанию онкологических заболеваний. В первую очередь – рака лёгких. Во-вторых, дальше, когда на этой местности начинает произрастать какая-то сельхозпродукция, пастись скот, за счёт этого происходит вторичное заражение.
После этого вообще нужно будет смотреть, можно ли там теперь выращивать что-то из сельхозкультур. Если доза внешнего облучения и степень загрязнения большие, то это невозможно.
- Там говорят о серьезном росте гамма-излучения. Как оно действует?
- При взрыве там могут образоваться три вида излучения: альфа, бета и гамма-лучей. Последствия для человека зависят от величины полученной дозы. Существует допустимые пределы, которые не вызывают особой последствий. Но при увеличении излучения могут возникать самые различные заболевания, в основном раковые.
При внешнем гамма-излучении, либо смешанном гамма- и нейтронном при дозировке в 100 рентген (это – старая единица измерения, но она более понятна читателю) возникает лучевая болезнь. Один мой знакомый получил 150 рентген, что ударило по его детородным функциям. В результате у его ребёнка в подростковом возрасте развился рак, и сам он впоследствии умер от рака головного мозга.
- Западная Украина граничит с Польшей, да другие европейские страны рядом. Могут ли как-то последствия этих взрывов сказаться на европейцах?
- Трудно сказать. Неизвестно, какое количество элементов обеднённого урана попало в атмосферу. Потому дозиметрические патрули там сейчас и проводят замеры. Они в результате должны сформировать картину радиационного следа на местности. Нарисуют как бы такой язык, который может иметь эллиптическую правильную форму. Если ветер менялся, возможно, это будет какая-то рваная форма. То есть они сейчас пытаются отобразить на карте след этого радиоактивного облака.
Мы пока не имеем точных данные о размерах этого радиоактивного следа, но можно предположить, что всё это боком выйдет европейцам, которые готовы поставлять Киеву такое оружие.